Интернет – среда очень разнообразная. Как и в реальной жизни, здесь встречаются как порядочные люди, так и те товарищи, которые ради нескольких долларов готовы пойти на обман. И если в реальной жизни человек еще 7 раз подумает, прежде чем пойти на обман (ведь пострадает его репутация), то в Интернете немного по-другому: поменял свои контактные данные (e-mail, icq и т.п.) – и можно начинать все сначала с чистой кармой. К счастью, в моей жизни мне встречаются в основном честные люди как например, ремонт ноутбуков на авиамоторной — быстро, честно, качественно! В копирайтерской жизни мне также встречались только заказчики из первой категории, но много слышал и о кидалах, и об их методах обмана пишущей братии. Попробуем разобраться, как же уменьшить вероятность стать жертвой обмана со стороны заказчиков-кидал.
- Первым делом я оцениваю заказчика по его манере общения.
Если клиент пишет грамотно и уважением ко мне – все нормально, первый фильтр пройден, если же с первых слов я вижу «тыканье» и кучу ошибок, лучше 10 раз подумать, прежде чем соглашаться на сотрудничество с таким клиентом.
.
- Второй фильтр – четко составленное ТЗ.
Нет ничего хуже работы с клиентом, который не знает, чего он хочет. Поэтому предложение вроде «а вы напишите так, чтобы душа сначала развернулась, а потом свернулась» лучше сразу отклонять и требовать нормально составленных требований к тексту, задавать уточняющие вопросы. Если же заказчик не в состоянии четко объяснить, чего он хочет – пусть ищет другого копирайтера, себе дороже брать такой заказ. Даже если он оплатит текст, наверняка вам придется переделывать его, и не один раз.
.
- Третий фильтр – предоплата.
Если вы чувствуете, что заказчик ненадежный, можно попросить его о предоплате. Обычно кидалы от этого слова бегут, как черт от ладана. С другой стороны, порядочный заказчик тоже может отказаться от работы по такой схеме, ведь кидал хватает с обеих сторон… Я, например, никогда не работал по предоплате и еще ни разу меня никто не кинул. В общем, с предоплатой не все так просто, поэтому решайте сами, работать вам с ней или без нее.
.
- Четвертый фильтр – проверка контактных данных заказчика.
Проверка через Гугл или Яндекс номера icq и е-mail заказчика займет у вас несколько минут, поэтому не пренебрегайте этим простым способом, который может уберечь вас от потерь времени и нервов. Конечно, эта проверка – не панацея, т.к. можно без труда сменить свои контактные данные, но некоторые кидалы не утруждают себя даже этим.
.
Итак, следуя народной мудрости, вынесенной в эпиграф, не следует быть слишком беспечным, но, в то же время, не стоит впадать и в другую крайность – видеть в каждом заказчике кидалу. Все же я верю, что порядочных людей на порядок больше, чем недобросовестных, даже в Интернете. Если даже вы стали жертвой обмана, не расстраивайтесь слишком сильно: в следующий раз вы будете осмотрительнее, а человеку, обманувшему вас, воздастся по делам его.
Честных вам заказчиков и удачи!